ВАЗ-2108, 2109, 2110
Однажды владелец “Самары” или “десятки” замечает, что его автомобиль на ходу
стал сильно раскачиваться, в подвеске что-то стучит, на неровностях дороги
машину переставляет… При резком старте с пробуксовкой ведущие колеса дробят,
сотрясая всю машину, а на грунтовых дорогах подвеску часто пробивает. Водитель,
хотя бы иногда заглядывающий под машину, видит потеки на амортизаторах, которые
однажды может и вовсе заклинить. Значит, стойки пора менять.
Чтобы убедиться в верности диагноза, качните руками передок автомобиля. Если
колебания не затухнут за один цикл, значит эффективность амортизаторов потеряна.
Обильные потеки свидетельствуют о негерметичности уплотнений. Попросите приятеля
проехать рядом с вашим автомобилем по неровной дороге и посмотреть, как ведут
себя колеса: не слишком ли “взмывают” в воздух (ЗР, 1998, № 3). Конкретнее о
диагностике дефектов передней подвески рассказано в ЗР, 1999, № 8.
Мы же поступим как истинные практики и утвердимся в своих выводах,
демонтировав и разобрав передние стойки.
Работу удобно выполнить на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве, но
можно обойтись и без них. Предлагаем два варианта демонтажа стойки, один из
которых позволит избежать последующей регулировки схода-развала, а второй –
быстрее выполнить работу с более компактными узлами.
В первом варианте стойку снимаем в сборе с поворотным кулаком, не трогая
болты регулировки развала, но при этом объем работы значительно больше
(дополнительно приходится отсоединять тормозной суппорт, привод и шаровую
опору).
Второй вариант прост, быстр (если только болты регулировки развала не
заржавели), но после него будьте любезны платить за регулировку углов установки
колес!
|
|
Отверткой снимаем колпак ступицы
колеса. |
Острым керном выправляем замятый поясок на
гайке подшипника. |
|
|
Затормозив автомобиль ручным тормозом и
зафиксировав колесо башмаком, торцевым ключом “на 30” ослабляем гайку
подшипника и винты крепления колес. |
Используя специальное приспособление (см.
ЗР, 1999, № 9, с. 176) или имеющееся в продаже, ослабляем гайку штока
амортизатора. |
Для демонтажа стойки необходимо вывесить переднюю часть автомобиля (именно
оба передних колеса, иначе стабилизатор поперечной устойчивости будет мешать
демонтажу, поджимая детали разбираемой стороны подвески вверх).
|
|
Сняв колесо, отворачиваем гайку подшипника и
извлекаем упорную шайбу. |
Вынимаем тормозной шланг из
кронштейна. |
|
|
Ключом “на 17” отворачиваем два винта
крепления направляющей колодок к поворотному кулаку. |
Снимаем тормозной суппорт и подвязываем к
растяжке рычага подвески. |
|
|
Расшплинтовываем гайку шарнира рулевой
тяги… |
…и ключом “на 19” отворачиваем гайку, но не
полностью. |
|
|
Съемником выпрессовываем палец шарового
шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки подвески. |
Если съемника нет, то монтировкой отжимаем
рулевой наконечник и наносим молотком несколько резких ударов по торцу
поворотного рычага. |
|
Ключом “на 17” отворачиваем два винта
крепления шаровой опоры к поворотному кулаку. |
После отсоединения удобно оценить состояние шаровой опоры (люфты, состояние
пыльника).
|
|
Отжав монтировкой рычаг подвески вниз,
отводим на себя поворотный кулак и извлекаем из него привод
колеса. |
Подвязываем привод, чтобы не повредить
его. |
При втором способе демонтажа стойки нужно выполнить операции 4, 6, 9, 10, 11
или 12 и отсоединить кронштейн стойки от поворотного кулака.
|
|
Двумя ключами “на 19” отворачиваем гайки
болтов крепления стойки к поворотному кулаку. |
Медной или латунной выколоткой выбиваем
болты. |
|
Разъединяем поворотный кулак и
стойку. |
Дальнейшие работы одинаковы для обоих способов демонтажа.
|
|
Ключом “на 13” отворачиваем три гайки
крепления верхней опоры к чашке брызговика кузова. |
Снимаем стойку. |
|
|
Расположив две стяжки диаметрально
противоположно и равномерно затягивая их гайки, сжимаем пружину. |
Убедившись, что пружина не давит на верхнюю
опорную чашку, отворачиваем гайку штока, снимаем ограничитель хода сжатия
и верхнюю опору. |
На снятой опоре оцениваем состояние подшипника (люфты и заедания) и
резинового элемента (разрывы и деформации).
|
|
Снимаем верхнюю чашку пружины, буфер сжатия,
защитный кожух, пружину. |
Выколоткой сбиваем опору ограничителя хода
сжатия. |
|
|
Специальным ключом отворачиваем гайку
корпуса стойки. |
Вынимаем рабочий цилиндр в сборе со штоком и
сливаем масло. |
Теперь можно установить в корпус амортизатора неразборный масляный либо
газовый картридж. Или отремонтировать штатный амортизатор. Для этого:
|
|
Снимаем со штока гайку, защитное кольцо
штока, прокладку защитного кольца, обойму сальника и уплотнительное кольцо
корпуса стойки. |
Выбиваем сальник из обоймы. |
|
|
Зажимаем корпус клапана сжатия в тиски и,
покачивая цилиндр, разъединяем его с клапаном. |
Через образовавшееся отверстие извлекаем
шток с поршнем. |
|
|
Отверткой разъединяем и снимаем обойму
клапана сжатия с корпусом. |
Последовательно вынимаем из корпуса пружину,
тарелку, дроссельный диск и два клапана сжатия. |
|
|
Зажав в тиски обойму направляющей втулки
штока и покачивая за рабочий цилиндр, разъединяем их так же, как на фото
29. Из рабочего цилиндра извлекаем плунжер и пружину гидравлического
буфера. |
Подходящим отрезком трубы выпрессовываем
направляющую втулку штока из обоймы. |
|
|
Вот они, втулка и обойма. |
Снимаем с поршня фторопластовое поршневое
кольцо. |
|
|
Зажав в тиски с мягкими губками шток на
участке между ограничительной втулкой штока и поршнем (это “нерабочая”
зона), ключом “на 17” отворачиваем гайку клапана отдачи... |
...и снимаем пружину, тарелку, два диска и
дроссельный диск клапана отдачи, поршень, тарелку перепускного клапана и
пружину перепускного клапана. |
|
Осматриваем демонтированные
детали. |
Подлежат замене: шток с забоинами, задирами, коррозией (на фото 39); поршень,
цилиндр, поршневое кольцо с задирами; направляющая втулка штока с повреждением
фторопластового слоя; пружины клапанов отдачи и сжатия, плунжеры гидравлического
буфера хода отдачи, сломанные или имеющие чрезмерную осадку; изношенные или
поврежденные диски клапанов сжатия, отдачи, тарелка перепускного клапана;
сальник и резиновое кольцо; амортизаторная жидкость.
Сборку проводим в обратной последовательности.
При сборке необходимо: затянуть гайку клапана отдачи моментом 1,3–1,8 кгс.м;
закернить резьбовой конец штока; залить в корпус 320 смз амортизаторной
жидкости; гайку корпуса стойки затягивать при полностью выдвинутом штоке
моментом 12–15 кгс.м.